"Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе" Андрей Николаевич Колмогоров (математик ХХ века, автор новаторских работ по философии, истории, методологии науки)

Виды чтения

Любая исследовательская работа начинается с изучения того материала, который так или иначе, освещает выбранную вами тему. Это аналитическое изучение источников предполагает владение умением использовать различные виды чтения:

Беглое чтение (его еще называют "динамичным", "партитурным", "ознакомительным", "выборочным") - быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения. Читая таким образом, мы не только понимаем содержание прочитанного, но и в состоянии дать оценку прочитанному - интересно ли оно нам, понятно ли, нашли ли мы для себя что-то новое.

Сканирование (его еще называют "просмотровым) - быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п. Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас главное - получить самое общее представление о содержании в целом, понять, есть ли нужная нам информация в данном тексте.

Аналитическое чтение (его еще называют "изучающим") - критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д. При изучающем чтении мы читаем, зная, что содержание нужно осмыслить и запомнить на длительное время. Так мы читаем все, что нам очень нужно для нашей дальнейшей исследовательской деятельности - важные для нас письма, инструкции, параграфы учебника, и т.п.

Предварительное чтение - чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.

Повторное чтение - чтение текста посредством нескольких итераций (повторением) с целью более глубокого осмысления.

Чтение - процесс, регулируемый и поддающийся целенаправленному совершенствованию.
разработаны многочисленные методики обучения скорочтению, и при желании освоить его может практически каждый. Достичь этого можно, если вы будете регулярно устраивать тренировочное чтение, соблюдая несколько правил чтения:

  • читать без повторов, не перечитывая уже прочитанные фразы;
  • не шевелить при чтении губами;
  • читать вертикальным движением глаз по тексту; 
  • стараться выделять в предложении сразу ключевые слова;
  • стараться запомнить не слова и фразы, а мысли и идеи.
Такие тренировки быстро дадут результаты, а приобретенные навыки помогут вам при чтении специальной литературы.
Чтобы защитить мозг от избыточной информации, используется интегральный алгоритм чтения. Это последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. В основу интегрального алгоритма чтения лежат:
  1. Наименование читаемого источника, автор.
  2. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п.
  3. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы.
  4. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты.
  5. Новизна материала, его критическая оценка.
  6. Возможность использования на практике.
Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется при интегральном алгоритме чтения, но и её анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. Такая работа требует различных умственных приёмов. 

Одним из них является выделение смысловых опорных слов текста.
На нём основывается дифференциальный алгоритм чтения. Это последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка.

Основные блоки дифференциального алгоритма чтения:
  1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Эти слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета при описании, состояние или действие в повествовании, логику мысли в рассуждении. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда и абзац является вспомогательным и не содержит ключевых слов.
  2. Составление смысловых рядов. Это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзацев. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления главного смысла. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию - как бы сжимается.
  3. Выявление главного. Это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста - это главная задача чтения!
Умение читать (грамотно, быстро, осмысленно и продуктивно) в конечном счёте поможет вам :))

Комментариев нет:

Отправить комментарий