"Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе" Андрей Николаевич Колмогоров (математик ХХ века, автор новаторских работ по философии, истории, методологии науки)

Защита работы

Защита своей 
исследовательской работы -
дело необычайно ответственное!

Считается очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком (классном или творческом) коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех в региональном этапе – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Великий оратор Цицерон говорил: 
«Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».

Чтобы ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами изложенными ниже.

  Важно для всех: выступление лучше готовить заранее, дав ему "вылежаться", а затем "свежим взглядом" посмотрев на него, увидеть неточности и их исправить!!!.

Выступление рекомендуется строить по  следующему плану:

1. Представление работы: ответы на вопросы «Почему выбрана данная тема?», «Чем эта тема актуальна, интересна лично вам?», «С какой целью проводились исследования и какие задачи ставились?» .

2. Сообщение об использованных методах сбора материала (известные ранее, усовершенствованные вами или оригинальные; встречи со специалистами; работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала и т.д.).

3. Краткое изложение основных идей. Докладчик излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст исследовательской работы. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Описывает процесс, полученные результаты,  дает  их краткий анализ.

4. Заключение и выводы (результаты исследования, их практическая значимость, выводы, личные открытия, прогнозы).

Кроме содержания выступления нужно помнить о том, как это содержание подается. 
При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри. 

Остановимся на этом подробнее.

Требования к речи докладчика:

1) дикция, отчетливое произношение, хорошо поставленный голос (невозможно воздействовать на слушателей, если вы говорите монотонно хриплым, сипящим, гнусавым голосом);

2) нормальный темп речи (излишняя торопливость обычно вызвана робостью, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью; слишком медленная,     неэмоциональная речь, напротив, показывает безразличие докладчика к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного);

3) соразмерность силы голоса (голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко);

4) последовательность и четкость объяснений, убедительность и логичность приводимых доводов (необходимо заранее определиться с тем, что  сказать аудитории,  подобрать необходимые аргументы, четко и последовательно излагать свои мысли, делая выводы из сказанного);

5) язык выступления (хорошо иметь богатый словарный запас; не следует использовать лишние слова, слова-паразиты «так сказать», «значит», «ну», «как бы», жаргонные и вульгарные выражения, т.к. они могут вызвать у слушателей раздражение или насмешку);

6) простота и ясность изложения (необходимо строить речь так, чтобы она была понятна слушателям,  не использовать специальных терминов без их расшифровки);

7) краткость предложений (длинные фразы плохо воспринимаются аудиторией и сбивают дыхание докладчика;  необходимо выражаться точнее,  избегать длинных расплывчатых фраз, следить за расстановкой интонационных акцентов, пауз);

8) образность речи (речь должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы, по возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов);

9) использование жестов (жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно; слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают);

10) использование прямых обращений для удержания внимания аудитории (слушатели должны вовлекаться в решение освещаемой проблемы, размышлять над вашими вопросами,  приглашаться  к активному участию в обсуждении; полезно всматриваться в отдельные группы слушателей, у докладчика не должно быть одной какой-то точки, на которую направлен во все время речи его взор).

Грамотно проработайте речь. Лучше всего заранее продумать даже маловажные, приветственные фразы. Лучше всего, если речь будет выглядеть живой и импровизационной, но ее смысл и отдельные словосочетания подберите заранее.

Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст, но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как будет оформлена визуальная подача материала, зависит успех всего проекта.

И в заключении о важном:

Покажите свою компетентность в данном вопросе - расскажите о последних новостях по теме работы. Обязательно постарайтесь увлечь всех, перед кем выступаете (призыв присоединиться к исследованию, направлению и т.д.)


УДАЧИ!!!


Комментариев нет:

Отправить комментарий