Видя цель, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы. Решение задач связанно с использованием определенных методик.
Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Существует несколько классификаций методов, в зависимости от того, какой принцип мы кладем в основу:
1. По уровню проникновения в сущность:
• Методы эмпирического исследования - способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, практике: наблюдение, исследование, эксперимент и т.д.
a) Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
б) Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
в) Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
• Методы теоретического исследования направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение и т.д.
a) Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
б) Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции).
в) Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза не изолированы друг от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.
г) Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.
2. По функциям:
• Диагностика
• Объяснение
• Прогнозирование
• Коррекция
• Математические методы:
a) статистические методы;
б) методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
в) методы и модели динамического программирования;
г) методы и модели массового обслуживания;
д) метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. При этом следует учитывать, чтобы выбранные методы соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты и соответствовали логичной структуре работы, находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.
В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.
Очень часто в исследовании используется статистический метод обработки полученных данных. Статистический метод представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления.
Любой объект имеет множество признаков, выражающихся в цифровой форме. Эти цифры – статистические показатели, которые позволяют получить исследователю количественное представление об изучаемом объекте – его масштабах (размере), динамике, особенностях развития, местоположения и т.д.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания чего-либо в главных чертах. Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.
Структура опытно – экспериментальной работы:
1. Констатирующий эксперимент – проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.
2. Формирующий эксперимент – является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
3. Контрольный эксперимент – дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).
Описание исследования в тексте выступления:
Методы исследования в работе "Весомый вес учебника":
- изучение и анализ литературы;
- фотографирование школьников и провожающих их родителей;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.
Пример:
Методы исследования в работе "Омску 300 лет":
- теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек,
- экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Существует несколько классификаций методов, в зависимости от того, какой принцип мы кладем в основу:
1. По уровню проникновения в сущность:
• Методы эмпирического исследования - способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, практике: наблюдение, исследование, эксперимент и т.д.
a) Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
б) Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
в) Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
• Методы теоретического исследования направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение и т.д.
a) Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
б) Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции).
в) Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза не изолированы друг от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.
г) Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.
2. По функциям:
• Диагностика
• Объяснение
• Прогнозирование
• Коррекция
• Математические методы:
a) статистические методы;
б) методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
в) методы и модели динамического программирования;
г) методы и модели массового обслуживания;
д) метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. При этом следует учитывать, чтобы выбранные методы соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты и соответствовали логичной структуре работы, находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.
В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.
Очень часто в исследовании используется статистический метод обработки полученных данных. Статистический метод представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления.
Любой объект имеет множество признаков, выражающихся в цифровой форме. Эти цифры – статистические показатели, которые позволяют получить исследователю количественное представление об изучаемом объекте – его масштабах (размере), динамике, особенностях развития, местоположения и т.д.
Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.
Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания чего-либо в главных чертах. Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.
Структура опытно – экспериментальной работы:
1. Констатирующий эксперимент – проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.
2. Формирующий эксперимент – является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
3. Контрольный эксперимент – дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).
Описание исследования в тексте выступления:
- Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса.
- Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях.
- В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
- Респондентам были заданы следующие вопросы: …
- Исследование проводилось на материале …
- В качестве материала для исследования мы взяли ….
- Источником примеров стали …
- Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
- На рисунке 2 вы можете видеть …
- На рисунке 3 представлены …
- В данном случае мы видим … / имеем дело с …
- При этом нельзя не отметить …
- Обращает на себя внимание тот факт, что …
- Диаграмма показывает …
Методы исследования в работе "Весомый вес учебника":
- изучение и анализ литературы;
- фотографирование школьников и провожающих их родителей;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.
Методы исследования в работе "Омску 300 лет":
- теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек,
- экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Комментариев нет:
Отправить комментарий