"Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе" Андрей Николаевич Колмогоров (математик ХХ века, автор новаторских работ по философии, истории, методологии науки)

Методы исследования

Видя цель, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы. Решение задач связанно с использованием определенных методик. 

Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. 
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Существует несколько классификаций методов, в зависимости от того, какой принцип мы кладем в основу:

1. По уровню проникновения в сущность:

Методы эмпирического исследования - способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, практике: наблюдение, исследование, эксперимент и т.д.

a)  Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс,  который опирается на работу  органов  чувств  человека  и  его  предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам,  которые  не  зависят  от  воли,  чувств  и желаний   человека.  Это  предполагает  изначальную объективность:  наблюдения  должны  информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
б) Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
в)  Эксперимент предполагает  вмешательство в естественные  условия  существования  предметов  и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Методы теоретического исследования направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение и т.д.

a)  Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно  или  невозможно.  Оно  предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
б)  Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования –  это совокупность действий,  ведущих  к  получению  такого  результата (абстракции).
в)  Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем   разложения   предмета   на   составные   части. Синтез,   напротив,   представляет   собой  соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы  анализа  и  синтеза  не  изолированы  друг  от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования изучение  специальной литературы по теории вопроса.
г)  Восхождение  от  абстрактного  к  конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе  единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

2. По функциям:

Диагностика
Объяснение
Прогнозирование
Коррекция
Математические методы:
a)  статистические методы;
б) методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
в)  методы и модели динамического программирования;
г) методы и модели массового обслуживания;
д)  метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. При этом следует учитывать, чтобы выбранные методы соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты и соответствовали логичной структуре работы, находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.

В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.

Очень часто в исследовании используется статистический метод обработки полученных данных. Статистический метод представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления.
Любой объект имеет множество признаков, выражающихся в цифровой форме. Эти цифры – статистические показатели, которые позволяют получить исследователю количественное представление об изучаемом объекте – его масштабах (размере), динамике, особенностях развития, местоположения  и т.д.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания чего-либо в главных чертах.  Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.

Структура опытно – экспериментальной работы:
1. Констатирующий эксперимент – проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.
2. Формирующий эксперимент – является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
3. Контрольный эксперимент – дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).

Описание исследования в тексте выступления:
  • Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. 
  • Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. 
  • В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
  • Респондентам были заданы следующие вопросы: …
  • Исследование проводилось на материале …
  • В качестве материала для исследования мы взяли ….
  • Источником примеров стали …
  • Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
  • На рисунке 2 вы можете видеть …
  • На рисунке 3 представлены …
  • В данном случае мы видим … / имеем дело с …
  • При этом нельзя не отметить …
  • Обращает на себя внимание тот факт, что …
  • Диаграмма показывает …
Пример:
Методы исследования в работе "Весомый вес учебника":
- изучение и анализ литературы;
- фотографирование школьников и провожающих их родителей;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Пример:
Методы исследования в работе "Омску 300 лет":
- теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек,
- экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Комментариев нет:

Отправить комментарий